Желания и счастье

Цель жизни быть счастливым.
Как цели делают нас несчастными


Мы, люди, не можем наслаждаться жизнью потому, что ненасытны. Приложив немалые усилия, чтобы заполучить объект желаний, затем мы теряем к нему интерес. Вместо того чтобы приносить нам удовлетворение, он быстро наскучивает — и мы кидаемся утолять новые, еще более сильные желания. Психологи Шейн Фредерик и Джордж Лоуэнштейн, изучившие этот феномен, назвали его гедонистической адаптацией.






Самая желанная покупка через несколько дней становится обыденностью. — Источник

Исследования показали: люди, получившие крупный выигрыш в лотерею, переживают короткий период опьянения — а затем чувствуют себя не более счастливыми, чем прежде. Новую «Феррари» и особняк они начинают воспринимать как что-то само собой разумеющееся — точно так же, как раньше ржавый пикап и тесную комнатушку.

Если вы никогда не выигрывали в лотерею, вспомните, как покупали что-нибудь желанное: широкоэкранный телевизор или изящную сумочку. Сначала такие покупки радуют, но немного погодя приедаются — и мы обнаруживаем, что хотим телевизор еще шире и сумочку еще изящнее.



Наскучивают не только вещи

То же самое касается карьеры. Некогда определенная работа могла быть пределом ваших мечтаний. Вы могли прилежно учиться в университете или даже аспирантуре ради избранной карьерной стези, а потом потратить годы, медленно, но верно продвигаясь по ней к своей профессиональной цели. Но когда вы наконец-то получите работу мечты, ликование вскоре сменится недовольством. Вы начнете сетовать на зарплату, коллег и начальника, неспособного признать ваши таланты.

Гедонистическая адаптация затрагивает и близкие отношения. Мы можем встретить свою вторую половину. Однако после нескольких совместных лет нам начнут бросаться в глаза недостатки партнера, а вскоре могут появиться мысли об отношениях с кем-то другим.

В погоне за удовлетворенностью люди оказываются на своего рода беговой дорожке.

Неосуществленное желание вызывает недовольство. Мы изо всех сил стараемся исполнить его — в надежде, что это принесет удовлетворение. Но, получив желаемое, мы привыкаем к его наличию и перестаем желать. Поэтому остаемся такими же неудовлетворенными, какими были прежде.
Негативная визуализация

Что же делать? Требуется обратить процесс адаптации вспять. Иными словами, нужна техника, которая заставляла бы желать того, что у нас уже есть — это кратчайший путь к счастью. Вот только как это сделать? Как убедить себя хотеть чего-то, что и так уже ваше?

Ответом на этот вопрос обладали стоические философы. Они советовали периодически воображать потерю того, что вам дорого. Например, партнер ушел от вас, машину угнали, а с работы уволили. Поступая так, полагали стоики, мы будем дорожить любимым человеком, автомобилем или работой сильнее, чем обычно.

Чтобы понять, как негативная визуализация может сделать нас счастливее, представьте себе двух отцов. Первый время от времени задумывается о смертности своего ребенка. Второй отгоняет мрачные мысли, предпочитая думать, что дитя всегда будет рядом и переживет его. Первый отец почти наверняка окажется более внимательным и любящим. Увидев утром дочку, он обрадуется, что она все еще есть в его жизни, а днем не упустит ни одной возможности для общения с ней.

Второго такая утренняя встреча едва ли приведет в восторг. Скорее, он даже не поднимет глаз от газеты, чтобы удостоить дочку вниманием. В течение дня он пренебрежет возможностями провести вместе время, будучи уверенным, что это может подождать до завтра. Когда же он наконец снизойдет до общения, скорее всего, оно не принесет ему такой радости, как первому родителю.





Мысль о том, как хрупко счастье, заставляет почувствовать его острее. — Источник

Подобным образом стоики призывали иногда представлять потерю друзей вследствие смерти или размолвки. При прощании с другом Эпиктет советует говорить себе: это расставание может стать последним. Тогда мы будем в меньшей степени пренебрегать друзьями и получим от дружбы гораздо больше удовольствия.

Полезно воображать и потерю имущества. В свободные минуты многие поглощены мыслями о том, чего хотят, но не имеют. Было бы гораздо полезнее, пишет Марк Аврелий, проводить это время, размышляя обо всем, что у вас есть, и о том, как бы этого могло не хватать. Попробуйте представить, каково вам будет, если вы лишитесь собственности (дома, машины, одежды, домашних животных и банковского счета), способностей (в том числе говорить, слышать, ходить, дышать и глотать) и, наконец, свободы.

Осмотритесь вокруг: возможно, вы уже «живете мечтой» — жизнью, о которой некогда грезили. Представьте, что этого всего у вас нет.

Мы могли жениться на человеке, от которого были без ума, обзавестись детьми, в которых не чаяли бы души, и любимой работой, купить автомобиль, на который давно засматривались. Но как только мы обнаруживаем, что живем жизнью мечты, она приедается. Вместо того чтобы изо дня в день радоваться выпавшей удаче, мы проводим дни в погоне за новыми, еще более изощренными мечтами. И, как следствие, никогда не бываем довольны жизнью. Негативная визуализация позволяет избежать этой участи.
Нет, это не пессимизм

Поскольку стоики то и дело прокручивают в голове самые скверные сценарии, можно подумать, будто они пессимисты. На самом деле всё наоборот.

Оптимистом часто называют того, кто видит стакан скорее наполовину полным, нежели полупустым. Но для стоика такой градус оптимизма — лишь отправная точка. Порадовавшись, что стакан наполовину полон, а не полностью пуст, он выразит признательность за то, что у него вообще есть стакан: в конце концов, его могли разбить или украсть. Тот, кто овладел стоической игрой в совершенстве, затем обратил бы внимание, до чего чудная вещь эти стеклянные сосуды: дешевые и весьма прочные, не портят вкуса содержимого и — о чудо из чудес! — позволяют разглядеть, что в них налито.


Стакан наполовину полон. Более того, он есть, — и это прекрасно. — Источник

Пусть это звучит глуповато, но того, кто не утратил умения радоваться, мир не перестает удивлять. Сознательно размышляя о потере того, что нам дорого, можно научиться вновь дорожить этим, воскресив в себе способность к радости.



О чем мы мечтаем?

Это вовсе не значит, что стоит перестать мечтать и ставить цели. Они наполняют жизнь смыслом. Когда мы осознаем, чего на самом деле хотим, и начинаем воплощать свои мечты, это становится источником огромного счастья, энергии и мотивации, заряжает силой, указывает направление и поддерживает в трудные минуты.

Мечты наделяют нас жизненной силой. С их помощью мы постигаем смысл жизни.

Проблема лишь в том, что мы привыкли считать: для осуществления мечты надо что-то делать, куда-то бежать. Согласно нашим представлениям, то, чего мы так желаем, находится в конце этого пути. Но воплотить свою мечту можно прямо сейчас, в настоящем моменте. Каждый шаг в правильном направлении и каждый вдох должен стать ее воплощением. Ваша мечта не отвлекает вас от настоящего. Наоборот, она становится реальностью здесь и сейчас.

Проживая каждое мгновение как реализацию мечты, вы перестанете отделять средство от цели. Допустим, вы мечтаете об освобождении, просветлении и счастье. Ежедневно ваши мысли, слова и действия должны быть направлены на достижение этого состояния. Не нужно доходить до конца пути — делая шаг навстречу освобождению, вы уже обретаете свободу.

Не существует пути к счастью. Счастье и есть путь.

По материалам книг «Радость жизни» и «Искусство жить»

Комментарии