Как финишировать и побеждать на самом длинном забеге в мире на 3100 миль

Цель жизни быть счастливым.


В мире много разных ультрамарафонов. Но только один из них называется самым длинным сертифицированным забегом — «Self-Transcendence 3100 mile Race», более известный как «Самопревосхождение» или «Самопреодоление».

Глядя на эти цифры, понимаешь, что редкий бегун решится на такое длительное беговое приключение. Но в нашей стране есть спортсмен, который много раз принимал участие в этом сложнейшем ультрамарафоне и 3 раза становился его победителем. Зовут его Николай Дужий.

Нашему журналу Николай рассказал обо всех нюансах многодневного забега, а также поделился секретами своей нечеловеческой выносливости. В 2023 году спортсмен преодолел 3100 миль за 49 дней и 15 часов и стал одним из шести финишёров этого пробега.

Перед самим интервью мы коротко расскажем о том, что представляет собой «Самопревосхождение»: как туда попасть, какой лимит по времени и сколько человек обычно участвует в этом безумии.

О забеге «Самопревосхождение» (3100 mile Race): история, протяжённость, лимит, финишёры

Self-Transcendence 3100 mile Race — это ультрамарафон на 3100 миль или 4988 км, организованный командой Шри Чинмой в 1997 г. Шри Чинмой (1931-2007 г.) — гуманист и миротворец, инициатор общественных программ, спортсмен, писатель и музыкант.

В 1977 году он создал марафонскую команду, чтобы помогать людям совершенствовать себя с помощью спорта. Со временем его команда стала самым крупным в мире организатором ультрамарафонских забегов.

Пробег «Самопревосхождение» родился из идеи о безграничном потенциале человеческого духа и тела.

Лимит: по правилам соревнований участникам даётся 52 дня на преодоление 3100 миль. С

тарт традиционно проводится




в Нью-Йоркском районе Куинс (Queens), а именно в районе Джамайки (около 164 улицы), в парке Куинс по кругу протяжённостью 883 метра.



Забег проходит по бетонному тротуару вокруг Высшей технической школы им. Томаса Эдисона и нескольких детских площадок.

Забег проходит по бетонному тротуару вокруг Высшей технической школы им. Томаса Эдисона и нескольких детских площадок.


Место проведения выбрано не случайно. Именно в Нью-Йорке Шри Чинмой прожил большую часть жизни после эмиграции в Америку в 1964-м. Лишь в 2020 году из-за пандемии забег переносили в австрийский Зальцбург.


ЧТОБЫ ДОСТИГНУТЬ ФИНИША, НЕОБХОДИМО ПРОБЕЖАТЬ 5649 КРУГОВ

Этот старт не имеет призового фонда и привычных нам медалей финишёров. Каждый участник вне зависимости от того, уложился он в лимит или нет, получает кубок и сертификат с указанием пройденного расстояния.

Стартовый взнос обойдётся вам в 2000 долларов. В него входит страховка, медицинское и техническое обслуживание, а также питание во время всего забега.

Бегунам разрешено находиться на трассе 18 часов — с 6 утра до 00:00.


ЗА ДЕНЬ В СРЕДНЕМ НЕОБХОДИМО ПРЕОДОЛЕВАТЬ ОТ 70 ДО 100 КМ, ЧТОБЫ УСПЕТЬ ФИНИШИРОВАТЬ

Но вы сами решаете, сколько километров готовы пробежать.

Чтобы получить право участвовать в забеге, необходимо предоставить официальное подтверждение того, что вы можете пробежать за 10 дней более 1000 км.

Первый ультрамарафон Self-Transcendence 3100 mile Race состоялся в 1997 году. Тогда на старт вышли всего пятеро отчаянных смельчаков. И только двое из них — Эдвард Келли (Edward Kelley) и Шупрабха Бекьйорд (Suprabha Beckjord) смогли преодолеть необходимое расстояние — 47 дней бежал Келли и 50 дней бежала Бекьйорд.

С тех пор забег так и остался камерным. Самыми малочисленными стали старты в 2000 и 2001 годы — всего 3 участника. А самый массовый пришёлся на 2006 г. — 15 бегунов. И только в 2002 году все шесть стартовавших спортсменов смогли успешно финишировать

В 2023 году в Self-Transcendence 3100 mile Race приняли участие 14 атлетов. Шесть из них смогли финишировать, то есть преодолеть дистанцию в 3100 миль полностью. При этом остальные семь участников преодолели более 2000 миль, а ещё одному не хватило 70 миль, чтобы уложиться в лимит.

За 27 лет проведения ультрамарафона «Самопреодоление» в нём приняли участие 70 человек. И только 50 участников стали финишёрами.

Лимит в 52 дня появился в 2012 году До этого разрешено было бежать без ограничения по времени. Так, в 2005 году Шупрабха Бекйорд (Suprabha Beckjord) потратила 63 дня 4 часа и 13 минут на преодоление 3100 миль.



Большинство участников во время бега либо молятся, либо медитируют на бегу. Вера в Бога помогает обрести покой.


ЭТОТ ПРОБЕГ — НАСТОЯЩАЯ МАНИФЕСТАЦИЯ ОГРОМНОЙ ВНУТРЕННЕЙ СИЛЫ, КОТОРАЯ ЗАЛОЖЕНА В КАЖДОМ ИЗ НАС

Моя вера — мои крылья. Надо развиваться духовно каждый день. Тогда душа выдержит любые испытания.

— Что происходит с организмом во время забега?

— В первую очередь организм теряет вес. Те, кто участвуют первый-второй раз или бегут быстро, могут изрядно похудеть. В этом году один мой знакомый Андреас потерял за время забега около 13 кг. Хотя это был его четвёртый финиш на «Самопревосхождении».

Но впоследствии тело адаптируется к нагрузке и включает защитные механизмы от истощения. Сейчас я в среднем скидываю всего 2-3 кг за время гонки, но специально за весом не слежу.

В этом году врач посоветовал мне набрать пять лишних килограммов, что мне так и не удалось. Но я не ощутил особых потерь на финише.



Вторая большая проблема — мозоли. Когда я бежал в первый раз, у меня на стопе образовалась небольшая мозоль. Я пытался её лечить прямо на бегу. Но в итоге из маленькой ранки она превратилась в довольно глубокую рану, в которую можно было спокойно засунуть фалангу пальца.

И с этой «дырочкой» мне нужно было бежать по 100 км в день. Были и огромные мозоли, которые приходилось разрезать ножом. Для успокоения ног я вместо стелек использовал обычную газонную траву.

Читайте по теме: 10 лайфхаков, как сберечь стопы и пальцы ног на ультразабеге

Также с непривычки может воспалиться надкостница, мышцы, суставы, заболеть спина. Вообще организм у всех очень по-разному реагирует на такой сильный физический и эмоциональный стресс.

Может случиться всё, что угодно. В том числе и эмоциональное выгорание, и полная потеря мотивации. Сложно каждый день бежать по 18 часов.


ЕСЛИ НИЧЕМ НЕ ЗАНИМАТЬСЯ ВО ВРЕМЯ БЕГА, ТЫ УСТАНЕШЬ НЕ ТОЛЬКО ФИЗИЧЕСКИ, НО И МОРАЛЬНО

Мне помогает поддерживать боевой настрой моя вера и труды Шри Чинмой — музыка, афоризмы, стихи, молитвы. Ну и, конечно, общение с внешним миром и с остальными участниками.

Очень важно во время бега быть в хорошем настроении, улыбаться. Даже если тебе больно и тяжело, всё равно старайся улыбаться. Это отвлечёт от трудностей пути.

— Как вы питаетесь во время гонки?

— Питание на гонке едино для всех, поэтому мне приходится выбирать из того, что есть. Как и большинство учеников Шри Чинмой, я вегетарианец уже более 30 лет. Для нас это целая философия. Я не ем животные продукты, за исключением яиц и молочных изделий.

Я считаю, что растительная пища более естественна для человека и легче усваивается. А тяжесть при беге точно не нужна. Раньше хотел перейти на сыроедение, но понял, что не смогу обеспечить себе подобный рацион на гонке. Поэтому просто стараюсь по возможности есть больше фруктов и овощей.

В моём соревновательном рационе также есть йогурты, каши, яйца, макароны, сыр. Но всё это в умеренных количествах. Организм должен тратить силы на движение, а не на переваривание пищи. Еда нужна лишь для поддержания энергии и сохранения мышечной массы.

В повседневной жизни я также в основном ем овощи и фрукты, семечки, орехи, часто делаю себе каши из льна, кунжута, мёда и тёплой воды, очень люблю сныть. Летом ем её в сыром виде, а в холодное время года добавляю в еду в качестве приправы.

На забеге я практически не употребляю никаких дополнительных витаминов и минералов, кроме мумиё. Его посоветовал мой знакомый аюрведический доктор, сказав, что в нём есть всё необходимое для меня.

Помогает оно или нет, я пока не понял. Я не люблю употреблять медицинские препараты, так как печени необходимо время, чтобы вывести продукты распада.

В этом году я открыл для себя электролиты. На забеге высокая влажность, иногда под 100 процентов, поэтому я сильно потел. Вместе с потом из организма уходят минералы и соли, а электролиты помогают поддерживать этот баланс. Тем более состав мне показался довольно натуральным.


В СРЕДНЕМ ЗА ДЕНЬ ГОНКИ НАДО ПОТРЕБЛЯТЬ 10 000 КАЛОРИЙ

Я их специально не считаю. Просто каждый круг стараюсь что-то съесть или выпить. Так, после первого круга съедаю мандарин, после второго выпиваю стакан воды и т.д.

Чередую через круг еду и питьё. Получается каждый день где-то 50 кругов я ем. На каждый круг уходит 6-8 минут.

В жаркую погоду я пью косовую и минеральную воду — Боржоми или Ессентуки, которую друзья приносят мне из русского магазина, либо специальный напиток из лимона, воды и морской соли, чтобы восстановить водно-солевой баланс.

В первые дни пробега, а также в холодную погоду пью травяные чаи, заваренные в термосе. Травы привожу с собой. Чай улучшает пищеварение и помогает согреться.

На первый завтрак участникам обычно дают чай и бутерброд с сыром. А через час после старта, когда организм окончательно проснулся, подают основной завтрак. У меня обычно это перга, фрукты и йогурт. Иногда в течение дня ем протеиновую смесь: зелёный горошек, чеснок, сливочное масло.

— Какие расходы вам приходится нести для участия в ультрамарафоне «Самопреодоление»?

— Почти целый год с каждой зарплаты я откладываю часть денег. Немного помогают друзья. Траты включают:стартовый взнос — 2000 долларов
транспортные расходы
аренда жилья
экипировка
дополнительное питание
оплата услуг помощника.

На месте старта мест для ночлега не предусмотрено. В стартовом городке стоят автодома для участников пробега, где у каждого есть своя кровать для дневного сна и отдыха, ящик для обуви и полка для вещей. Снаружи стоят столы для питания бегунов.

Комментарии